ВАЖНЕЙШИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НМО
Важнейшей предпосылкой для развития НМО в РФ явилось широкое обсуждение общественностью и разработка проекта Федерального закона «Об образовании в РФ». В этом законе предусмотрены следующие нормы в части дополнительного профессионального образования, т.е. образования после получения специальности по программам повышения квалификации (далее Программа):
- Содержание, сроки и длительность обучения по Программам устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с типовой программой (статья 81). Эта типовая программа утверждается Минздравом РФ и должна учитывать требования профессиональных стандартов и квалификационные требования к специалистам. С учётом положений ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» (статья 73) профессиональные медицинские некоммерческие организации могут принимать участие в разработке таких типовых программ.
- Обучение может осуществляться посредством освоения отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, прохождения практик, а также посредством сетевых форм обучения в порядке, установленном образовательной Программой и (или) договором об образовании, в том числе поэтапно (статья 81).
Сетевой принцип реализации образовательных программ подразумевает совместное участие организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций (статья 15). Другими словами, в Программе могут быть предусмотрены самые различные образовательные мероприятия и (или) виды учебной деятельности (конференции, семинары, симуляционное и электронное обучение и др.), которые могут предоставляться не только образовательными организациями.
В организации учебного процесса предусмотрена кредитно-модульная система (статья 14). Это означает, что оценка трудоёмкости учебной нагрузки по всем видам учебной деятельности (образовательным мероприятиям), может учитываться в зачётных единицах (кредитах). В обучении при всех формах могут использоваться дистанционные образовательные технологии и электронное обучение (статья 16). Причём соотношение между дистанционными и аудиторными занятиями устанавливается Программой.
Важнейшей предпосылкой для развития НМО в РФ явилось широкое обсуждение общественностью и разработка проекта Федерального закона «Об образовании в РФ». В этом законе предусмотрены следующие нормы в части дополнительного профессионального образования, т.е. образования после получения специальности по программам повышения квалификации (далее Программа):
Контроль качества обучения могут осуществлять объединения профессиональных организаций (ассоциаций) и работодателей путём проведения профессионально-общественной аккредитации программ и видов учебной деятельности (статья 100).
Дополнительными предпосылками к развитию НМО являются: готовность Национальной медицинской палаты (НМП) и многих профессиональных медицинских организаций по специальностям к реализации обучения по программам повышения квалификации; наличие инфраструктуры в большинстве медицинских учреждений для обучения врачей без отрыва от практической деятельности (компьютеры, выход в Интернет); наличие отечественных электронных библиотечных систем, учебно-методических комплектов и программных комплексов для реализации «образовательной среды».